Психологическая служба в системе образования – один из важнейших механизмов, обеспечивающих права личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и Всеобщей декларацией прав человека. Современная социокультурная ситуация задает цель психологической службы как профессиональное психологическое обеспечение решения стратегических задач развития российского образования, направленное на снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей, подростков, молодежи. Школьный психолог - это тот человек, который должен быть в каждой школе. Отличительной особенностью деятельности педагога-психолога в соответствии с требованиями профессионального стандарта является минимизация деятельности по самозапросу и подчинение ее «обслуживанию» ФГОС и программы развития собственной образовательной организации. Для реализации ведущих целевых ориентиров работы педагога-психолога наиболее значимой выступает профилактическая модель деятельности. В данной модели психопрофилактика выступает ведущей областью деятельности педагога-психолога. Психопрофилактика, понимаемая как работа по созданию благоприятных условий для поддержания и укрепления психологического здоровья, по предотвращению и коррекции нарушений психического развития и социализации детей и подростков, необходимо включает в себя психологическую диагностику, психологическую коррекцию, психологическое консультирование и психологическое просвещение как повышение психологической культуры педагогов и родителей. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» содержит в себе описание 2 обобщенных трудовых функций:
Сотрудниками кафедры психологии разработан диагностический инструментарий для выявления профессиональных дефицитов педагогов-психологов (в соответствии с требованиями Профессионального стандарта), в том числе, по двум главным функциям - профилактической и коррекционно-развивающей. Обновлены программы курсов повышения квалификации: «Актуальные проблемы психологии образования в условиях введения ФГОС» (108ч), «Основные направления деятельности практического психолога в условиях введения ФГОС» (для начинающих педагогов-психологов) (108ч), «Психологическое сопровождение введения ФГОС ДО» ) (108ч). Образовательные программы созданы с учетом требований профессионального стандарта «Педагог – психолог (психолог в сфере образования)», поэтому в надпредметную инвариантную (ОПД) и предметную вариативную части включены темы и модули, раскрывающие содержание основных трудовых функций педагога-психолога. В процессе освоения содержания программы курсанты получают возможность не только систематизировать необходимые теоретические знания, но и совершенствовать определенные трудовые действия и умения.
Кафедра также инициировала участие педагогов-психологов образовательных организаций области в мониторинге регионального опыта внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования), а также необходимости его актуализации с учетом опыта применения и изменений в нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность специалистов.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть